Слова с течением времени меняют свой смысл. По разным причинам - меняется реальность, меняются и слова. Вот например: зачитать раньше означало взять книгу и не вернуть, а теперь означает огласить текст (зачитайте обращение). Уборная первоначально была только комнатой для переодевания (убора) артистов, потом превратилась сами понимаете во что (как, впрочем, и туалетная). Обязательный в 19 веке и первой половине 20-го означало - точный в исполнении обещаний: Амвросий Фокич человек обязательный, если сказал, что будет - непременно придет. Теперь обязательный - значит непременный. И так далее. Таких слов много, следить за ними бывает весьма интересно.
Но бывают и неприятные изменения. Вот такой пердюмонокль случился со словом (понятием) РОМАНТИКА. Романтика, романтизм - интуитивно это нечто противоположное мещанству, обывательству, рутине, пошлости и банальности. Романтика - это означало - путешествия, опасности, крутые горы и бушующий океан, полный пиратов, ночевки в шалаше и сплав по бушующим горным рекам. Преодолевать трудности - вот романтика! Трудная стезя изыскателей-геологов то в тундре, то в пустыне. Отсутствие быта, презрение к салфеточкам-слоникам. Строительство города в дикой тайге - это была романтика, на это купилось много молодых людей... что ж, города и в самом деле построили, хотя и грязи и рутины они там наелись по горло. Но суть не в этом - суть в том, что РОМАНТИКА была отрицанием комфорта, удобства, безопасности и зажиточности. Нестись по бушующему океану, или ночевать в горах, или покорять полюса!
Добавлено (14.11.2007, 20.13)
---------------------------------------------
А что говорят нам ученые?
РОМАНТИЗМ (нем. Romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) - творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. В основе романтического метода лежат общие принципы: субъективная позиция писателя по отношению к изображаемому; стремление не столько к воссозданию, сколько к пересозданию действительности, что обуславливает использование в произведениях Р. фантастики, гротеска, символики, условности и т. п.
Романтизму свойствен не только отказ от реального мира, от обыденности, но и интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному (действие поэм Дж. Байрона и А.С. Пушкина разворачивается в южных странах и в странах Востока, баллад В.А. Жуковского - в фантастическом, вымышленном мире, часто поэты-романтики переносят действие своих произведений в прошлое). Ведущая черта Р. - трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими. Время распространения - конец XVIII — первая половина XIX в.
Романтизм раскрыл необычайную сложность, противоречивость внутреннего мира человека. Для романтиков характерен интерес к сильным и ярким чувствам, человеческим страстям. Поэтому для романтизма так важна защита свободы - права человека на индивидуальные переживания и поступки.
Новым в романтизме стало и отношение к природе. Если классицизм природа интересовала как пример изначального порядка, а сентиментализм - как пример добротедетельной жизни, то для романтиков природа, во всех её хаотических и подчас жестоких проявлениях, представляла символ абсолютной свободы.
Формирование европейского романтизма обычно относят к концу XVIII - первой четверти XIX века.
Романтизм в своих истоках - явление антифеодальное. Романтики протестуют против унижения в человеке человеческого, борются за возвышение, раскрепощение личности. Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается по уровню своего сознания над окружающим его миром корысти, несовместим с ним, цель жизни он видит не в том, чтобы сделать карьеру, не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества - гуманности, свободе, братству. Отрицательные романтические персонажи, в противоположность положительным, находятся в гармонии с обществом, их отрицательность и заключается прежде всего в том, что они живут по законам окружающей их буржуазной среды.Русский романтизм, начавшись с Жуковского, расцвел в творчестве многих других писателей: К. Батюшкова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, В. Одоевского, В. Гаршина, А. Куприна, А. Блока, А. Грина, К. Паустовского и многих других.
Короче говоря, вы поняли, надеюсь, суть, которую вкладывали в это понятие такие люди, как Александр Грин, Эдгар По и Джозеф Конрад.
Добавлено (14.11.2007, 20.15)
---------------------------------------------
Не беги! -
Не устанешь.
Будь как тень,
И не ранишь.
Замолчи! -
Не обидишь.
Не смотри! -
Не увидишь.
Не люби! -
Будешь вечной
Пустотой бесконечной.
Не живи! - Не погибнешь
И от боли
Не вскрикнешь.