Ликеро-водочных изделий продано 1,009 млн дал (на 14,6% больше), виноградных вин - 1,927 млн дал (на 6,0% меньше), плодовых вин - 13,401 млн дал (на 7,5% меньше). Плодовые вина заняли 31,5% в объеме продаж алкогольной продукции (в январе - октябре 2008 года - 33,4%). Коньяка и бренди продано 168,1 тыс. дал (на 20,9% меньше), игристых вин и шампанского - 814,6 тыс. дал (на 0,9% меньше).
Наркологи как позитивный факт отмечают снижение употребления плодовых вин, но высокий уровень продаж "чернила" их по-прежнему тревожит. А ведь государство еще 10 лет назад собиралось полностью прекратить производство напитков такого толка, но так до сих пор и не сумело избавиться от собственной двойственной позиции по этому вопросу.
С одной стороны, выпуск дешевого и лишь минимально соответствующего принятым в стране стандартам спиртного негативно влияет на ситуацию с алкоголизмом и несет угрозу демографическим интересам. И эти проблемы надо решать. Но с другой, производство плодовых вин экономически целесообразно, так как незатратно и высокодоходно.
Были инициативы со стороны государственных ведомств запретить в Беларуси производство и продажу слабоалкогольных напитков. Но и этот вопрос не решен. А продажи различного рода напитков типа джин-тоник за январь - октябрь этого года выросли на 5% - за этот период белорусы купили 1,136 млн дал слабоалкогольных напитков. Выросли и продажи пива - на 5,6%. За 10 месяцев было продано 22,337 млн. Доля пива в общем объеме потребления алкоголя составила 11,7% (за такой же период 2008 года - 10,8%).
За прошлый год каждый белорус выпил в среднем 12,4 литра чистого спирта. Если вычесть детей, стариков и убежденных трезвенников, то получится, что пьющий и умеренно пьющий белорус ежегодно вливает в себя до 30 литров спиртного. С 2005 по 2008 годы потребление чистого спирта на душу населения выросло в 1,3 раза. По классификации ВОЗ, показатель выше 5 литров алкоголя на душу населения в год уже считается угрожающим для нации.