…От тяжелой раны, полученной в Бородинском сражении, в своем поместье – селе Симы Владимирской губернии в сентябре 1812 года скончался полководец, генерал Петр Иванович Багратион. Тогда же и было принято решение захоронить останки Багратиона на Бородинском поле. 17 дней двигалась печальная процессия по городам и весям России. И генерал был погребен рядом с Главным монументом. В 1932 году Главный монумент был взорван. Почему? «Монумент не имел историко-художественного значения». Фактически же, причина уничтожения его весьма банальна. Для строительства социализма большевикам требовался металлолом, и они искали его везде, где только могли. При этом варварском взрыве монумента была изувечена и могила Багратиона. Один тогдашний газетчик по этому беспрецедентному случаю цинично сообщал тогда: «… заряд динамита был так удачно подобран и установлен, что от взрыва ботфорты Багратиона отлетели далеко в сторону, вместе с ногами». Еще один пример на пути строительства нового общества. Почти сорок четыре года возводился и отделывался Московский кафедральный собор во имя Христа Спасителя, высота которого достигала 103 метра. Почти полтонны золота ушло на купола. Порфир, яшму, лабрадор, гранит, мрамор везли сюда со всей России. Специальная галерея в храме, увешанная множеством мраморных досок с начертанными на них военными документами и именами павших в Отечественной войне 1812 года. А 5 декабря 1931 года Храм Христа Спасителя был взорван и в течение нескольких секунд превратился в руины. Это информация для размышления. Тяжело подсчитывать материальный урон, нанесенный большевистским руководством в мирные 30-е годы, но невозможно подсчитать морально-психологический урон. Эхо тех и подобных взрывов доносится и до наших дней. В печати и по телевидению сообщается о случаях осквернения могил и памятников на наших кладбищах. Это уже наши современные молодые вандалы творят свое гнусное дело. Практически – безнаказанно. Сытая навеселе молодежь опрокидывает и крошит гранитные и мраморные памятники просто ради развлечения. Полуголодные бомжи срывают с крестов по живому памятные таблички из цветного металла, сдают в приемные пункты (чаще нелегальные), а полученные деньги пропивают. Известное народное изречение гласит: «Без прошлого не было бы настоящего, как без настоящего не может быть будущего». Часть нашего общества погрязла в аморализме. И что мы оставим после себя? В предвоенные годы в колхозном яблоневом саду между стекольным заводом и железной дорогой находился курган, сплошь заросший декоративным кустарником. Высота кургана – 4-5 метров, по периметру – до 40 метров. Под курганом находился фамильный склеп с захоронениями родных барона Станислава Ивановича Нолькена, а возможно и его самого. На склонах кургана среди кустарника и густой травы можно было увидеть пока еще нетронутые гранитные и мраморные плиты, размером примерно 50 см на 30-40 см, с высеченными на них именами на латинском языке – фамилиями тех, кто покоился там, внутри склепа. Таких плит было что-то около десятка. Со временем часть этих плит исчезла, а часть была разбита, и их фрагменты с высеченными буквами и цифрами валялись рядом. Это я видел сам, когда, будучи восьмилетним мальчишкой, неоднократно забегал в эти места. А еще в моей памяти остался пролом (лаз) внутрь склепа, в форме неправильной окружности диаметром около метра. Влезать внутрь я не решился – было как-то жутковато. Сегодня об этом сожалею. В глубине склепа, через пролом неяркого дневного света, можно было различить очертания продолговатого предмета по формам напоминающего гроб и лежащего на подставке вроде стола, высотой около метра или немногим более того. Надо думать, что этот гроб, попавший в поле моего зрения, был не единственным в склепе. Но можно быть уверенным в том, что все они были взломаны и разграблены. Не исключаю, что захоронение впервые было ограблено еще при советской власти, так как, по тем временам, оно не представляло никакой исторической или архитектурной ценности. И не охранялось. Тем не менее, по деревне ходили слухи, что «кое-кто» вернулся из погребального склепа не с пустыми руками. Конечно же, из поколения в поколение переходила легенда о том, что при захоронении богатых и знатных, с ними оставляли их личные дорогие украшения и оружие, соответствующее тому времени. Несомненно, это привлекало грабителей. Ждали только подходящего момента. И он наступил летом 1941 года, когда Костюковку оккупировали немцы. Захоронения в этом склепе закончились с началом Октябрьской революции 1917 года. Те из родственников барона, проживавших в поместье, которые успели убежать за границу, убежали, а те, кто не успел, конечно же, были репрессированы и остались в сибирских лагерях. Фамильный погребальный склеп барона строился на века. Он представлял собой прочное полузаглубленное строение, сложенное из красного, хорошо отожженного кирпича и с таким же прочным, на металлических балках, потолочным перекрытием, способным нести на себе многотонный груз насыпного грунта. Курган окружал густой декоративный кустарник, и таким образом внутри склепа сохранялась постоянная, относительно низкая, температура. Где-то должен был находиться и вход в склеп, который мог представлять собой нишу в кирпичной кладке, разбираемую, а затем закладываемую кирпичом после каждого захоронения. Юго-западнее этого кургана-захоронения, поближе к железной дороге, практически на нынешней улице Ивановская, находилась небольшая полуразрушенная церковь, размером у основания примерно 4 на 4 метра, без купола, высотой стен 4-5 метров, без дверей, без рам в оконных проемах, но с сохранившимися ажурными металлическими решетками. На оштукатуренных стенах с отвалившейся во многих местах штукатуркой, еще можно было различить лики каких-то святых. На высоте трех метров от бетонного пола находилась площадка, на которую вела укрепленная металлическая лестница. А над площадкой, на высоте метра - вмурованная в противоположные стены – металлическая балка с приспособлениями на подвешивания колоколов. Церквушка входила в состав поместья барона. Из звонницы раздавался прощальный, тревожный звон колоколов во время отпевания и захоронения умерших родственников барона и веселый, жизнеутверждающий перезвон по случаям православных праздников. Стены церкви уныло напоминали людям о своем прошлом вплоть до начала 50-х годов. Потом местные жители разобрали стены и использовали очень даже качественный кирпич в своих личных подворьях. Это был, пожалуй, самый последний подарок барона жителям деревни Костюковка. О захоронениях и обо всем прочем, что могло бы пролить свет на пребывание в наших краях барона Нолькена, членов его семьи, его верноподданных, могли бы подробнее рассказать сегодня местные жители в возрасте 90-100 лет. Но их уже нет среди нас. И все же, как говорится, надежда умирает последней. Может быть, и зазвенит еще сохранившийся у кого-то колокол, снятый из колокольни в церкви, принадлежащей нашему земляку барону фон Нолькену и его потомкам?! А может быть, и его сдали, как металлолом, как Главный монумент Бородинского сражения?! Вот уж воистину,- не ценим, не сохраняем то, что имеем, а потом каемся, посыпаем пеплом голову и сожалеем о безвозвратно утраченных ценностях, которые можно было сберечь. Эдуард СОЛОВЬЕВ.
|