Мифы о самоубийствах Первое заблуждение
Дети и подростки, говорящие о самоубийстве, никогда не совершат его. Наоборот, те, кто сводят счёты с жизнью, говорят об этом, раскрывая свои намерения. Угрозу надо сразу воспринять как бессознательный зов о помощи, защите. Если пренебречь этим и если нет никого, заинтересованного помочь, подросток может выбрать метод и время самоубийства.
Второе заблуждение
Пережившие суицидальную попытку будут всегда чувствовать себя в безопасности, и им больше не придёт в голову подобная мысль.
Третье заблуждение
Попытки самоубийства присущи только психически больным детям и подросткам.
Четвёртое заблуждение
Тенденция к самоубийству наследуется. На самом деле, достоверных данных о генетической предрасположенности нет. Однако предыдущий суицид в семье может быть деструктивной моделью для подражания.
Пятое заблуждение
Ничто и никто не может остановить ребёнка или подростка, если тот решил покончить с собой. На самом деле, такие дети разрываются между желанием жить и умереть. Они хотят, чтобы их страдания закончились, и в то же время стремятся найти выход из тупика, да вот беда – их «крик о помощи» остаётся не услышанным семьёй и друзьями.
Как помочь в кризисе?
1. установить заботливые взаимоотношения, встать на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребёнка или подростка;
2. не морализировать, не спорить;
3. не предлагать неоправданных утешений: «Ничего, ничего, у всех подростков такие же проблемы, как и у тебя»;
4. стать внимательным слушателем. Ваше участие, сочувствие, умение выслушать будут большим облегчением для отчаявшегося человека;
5. вселять надежду;
6. не оставлять ребёнка или подростка одного в ситуации суицидального риска;
7. обратиться за помощью к специалистам – психологам, психотерапевтам, психиатрам, если есть необходимость – к священнику.
Родительская любовь сводит к минимуму детско-подростковые проблемы. Она позволяет ребёнку чувствовать себя нужным, отражать эту любовь вовне, формирует у него адекватную самооценку, оптимизм, чувство собственного достоинства.
Участие семьи в кризисной ситуации и в момент реабилитации признано во всём мире ключевым фактором успешной помощи. Внимательные близкие могут распознавать ранние симптомы кризиса; обеспечить его быстрое разрешение, вовремя обратиться к специалистам (психологу, психотерапевту, психиатру); оказывать друг другу эмоциональную поддержку; найти пути выхода из ситуации, в том числе и соблюдение предписанного медикаментозного и психотерапевтического лечения.
Дети и подростки, предпринявшие попытки самоубийства, с импульсивными и демонстративными суицидальными действиями, связанными с конфликтами (дома, в школе, в среде сверстников), в первую очередь нуждаются в тщательной психопедагогической, психотерапевтической помощи. Не оставляйте их один на один с дурными мыслями. Убеждайте в ценности жизни и жизненного опыта. Учите преодолевать трудности и встречать неприятности с долей здорового оптимизма. В конце концов, всё преходяще: и плохие отметки в школе, и неудачная любовь, и разочарование в друзьях.